ШЕСТНАДЦАТЬ АРХЕТИПОВ

На следующем уровне, рассматривая отображение тетрады в каждом из ее элементов, получаем систему, содержащую 16 состояний.

Распространенность 16-ричной классификации отражена в пословице: “Кругом шестнадцать”. Конфуций предъявлял ритуальные танцы, которые исполнялись по царскому чину 8 группами по 8 человек в каждой, а по чину правителя провинции — 2 группами по 8 человек в каждой.

Шестнадцатиричная система лежала в основе построения войска Александра Македонского. Конница строилась по илам из 4 рядов по 16 всадников, итого — 64 всадника в иле. Пехота строилась в 16 шеренг по 1024 человека. Фаланга тяжелой пехоты была представлена сквозной 16-ричной структурой: Первичная единица (лок) состояла из 16 пехотинцев, 16 локов составляли синтагму, 16 синтагм составляли малую фалангу численностью 4096 человек.

:Ж.Пиаже [ ] на последней стадии формирования интеллекта у ребенка к 14 годам отмечал наличие 16 элементов логики, на которых существует полная группа преобразований. Для Ж.Пиаже это завершающий этап формирования структуры. Предшествующий этап у него — классификация и сериация (расположение по порядку через симметричные и асимметричные отношения). Классификация при этом представлена как число количественное, а сериация как порядковое.

На первом уровне эта пара дополняется таблицей с двумя входами, т.е. тетрадой. На следующем уровне, за счет объединения, идеи количества и порядка совмещаются в понятии числа (например, в числе 5 — это порядковый номер позиции и, одновременно, общее количество элементов — 5 штук). Порядковость характеризуется началом ян, количественность — инь. На уровне 4 возникают структуры типа двоичного дерева.

Здесь краткий реферат Ж.Пиаже .

В.Шмаков [ ] отмечает, что 16 отражает полноту взаимодействий при рассмотрении связи между старшими и младшими картами колоды ТАРОТ [ ].

Конечной стадией формирования логики являются операции на 16 булевых функциях 4 переменных p (истино) и q (ложно)

: _________________

p 0 0 1 1

_________________

q 0 1 0 1

_________________

Количество функций, которые можно на них построить, — 16 .

Наглядное графичесое изображение логических фигур разрабатывались Л.Эйлером (эйлеровы круги), В.Ламбертом (ламбертовы линии), Дж.Венном (диаграммы Венна).

Обозначение отношений между объемами понятий посредством кругов было применено еще представителем афинской неоплатоновской школы Филопоном (VI в.), написавшим комментарии на “Первую аналитику” Аристотеля.

В тех случаях, когда объемы двух понятий совпадают только частично, отношение между ними изображается посредством двух пересекающихся кругов, как показано на рис.

В виде диаграммы Венна система булевых функций приведена на рис.

Введем таблицу признаков.

Действие Восприятие

Функция Движет Движимо

Структура Формирует Формируемо

Представление о двух фундаментальных свойствах и их взаимодействиях может быть также интерпретировано в виде графа, изображенного на рис.

о

функция структура

движение формирование

f f * s s*

движет движется формирует формируется

Рис. Взаимосвязи между фундаментальными свойствами.

Комбинаторное взаимодействие признаков формирует 16-ричную последовательность первоначал, представленную в таблице (1- свойство актуализировано, 0-свойство находится в потенции).

Таблица

Система первоначал

ff*

15 ОГОНЬ

+ +

+ +

13 СВЕТ

+ +

+ -

12 ЭРОС

+ +

- +

6 ВОЗДУХ

+ +

- -

ff*

14 ЧИСЛО

- +

+ +

11 ВРЕМЯ

- +

+ -

7 МАТЕРИЯ

- +

- +

5 АТОМЫ

- +

- -

ff*

10 УМ

+ -

+ +

8 ФОРМА

+ -

+ -

4 ПРОСТРАНСТВО

+ -

- +

1 БЕСПРЕДЕЛЬНОЕ

+ -

- -

ff*

9 ЗЕМЛЯ

- -

++

3 ЛОГОС

- -

+ -

2 ТЬМА

- -

- +

0 ВОДА

- -

- -

 

s s*

s s*

s s*

s s*

Число элементов, представленных в таблице, по порядку величины близок к числу философских систем античного мира. На примере античной философии можно проиллюстрировать систему архетипических соответствий между системой первоначал и основными категориями философских школ античности. Далее будут охарактеризованы основные направления философских систем, относящихся к определенным архетипическим позициям.

Представленные в таблице названия архетипов являются условными, т.к. архетип как некая полнота не именуем.

Именования проведем исходя из основных понятий античной греческой философии: 4 стихии Эмпедокла (огонь, воздух, вода, земля), число (предел ) школы Пифагора и беспредельное Анаксимандра , свет и тьма Парменида, материя и форма , пространство и время Аристотеля, атомы Демокрита и ум ( нус ) Анаксагора, эрос (мировая душа ) и логос Гераклита или эйдос Платона. Четыре первичных субстанции античных философов ( вода Фалеса, огонь Гераклита, земля Парменида и воздух Анаксимена) считались простейшими. неразложимыми дальше составными частями всех тел.

Все указанные архетипы вместе представляют 8 пар оппозиций:

огонь — вода,

воздух — земля,

предел — беспредельное,

свет — тьма,

материя — форма,

пространство — время,

атомы — ум (нус ) (необходимость Анаксагора, судьба Демокрита),

эрос — логос .

Наибольшие трудности вызывает пара эрос — логос, характеризующая противопоставление страстно-- жизненного начала типа души и рационально — идеального. Здесь противопоставляются жизнь и идея. В принципе эта пара представлена в английском переводе книги Г.Юнга “Тайна золотого цветка”, где объяснялись триграммы.

Признаки в таблице располагаются дополнительными парами. Объединение пар дает целостность. Это целое можно разбить на части различными способами. Здесь они расположены центрально-- симметрично.

В табл. каждой позиции ставится в соответствие конкретное основное понятие (категория) античной философии, обозначающее соответствующий архетип, определяющий имя и основные качества каждой из 16 позиций.

Краевыми элементами в данной таблице являются вода и огонь как представляющие полную потенциализацию и полную актуализацию. В одном случае мы имеем дело с сугубо потенциальным состоянием, сопоставимым с началом развития, первоокеаном, предшествующим всему, в противоположность в другом случае — полная насыщенность всеми признаками — сверхактуализированное состояние, характерное для конца развития — мировой пожар, огонь (Гераклит, стоики). Это пара начала и конца развития, завершение рациональной реконструкции космогонического мифа, включающее все фазы космогонии от творения до разрушения.

Прежде всего требуется зафиксировать общее поле возможностей, которое представлено последовательностью фаз развития. Философия здесь понимается как рационализация космогонических моделей, тогда как предфилософское состояние — как развитая система политеистической идеи, основанная на принципе космотеогонии. Для гречесой и индийской философии это очевидно. Концепции китайской философии дао, инь — ян, пяти стихий (четыре из которых совпадают древнегреческими) также характеризуют их космогоническое происхождение.

Осмысление космологического мифа представляло собой глубинную процедуру постижения мира, требующую глубинной рефлексии, постижению культуры, которая сама себя анализирует, имея свои основания. Предфилософия живет в мифологии, что определяет схемы мышления из сопоставления реальности с мифом. Здесь вырабатываются принципы рефлексивного мышления как ведущего признака философского способа познания.

Таким образом, философские категории и соответствующие им направления философии являются результатом осмысления мифологической традиции. Это происходит

по двум причинам:

— необходимо, чтобы индивидуальный мыслитель выделился из коллективной традиции;

— выделившись, он смотрит на традицию, по содержанию он размышляет о том же, что представлено мифологической традицией; он использует тот или иной аспект, который ему ближе — традиция доступна ему не во всей полноте, типологически он выбирает, то, что ему более близко как личности.

Результатом является дифференциация исходного мифа на отдельные элементы, фазы.

Мифологическая традиция содержит в себе полный набор архетипов в виде фаз космогонии, богов, героических сюжетов — этим задается исходный материал, формирующий направления философской мысли. Индивидуальное мышление не может рационализировать всю традицию и реализует, как правило, один из архетипов, имея в виду оппозиционные или соседние (оппозиция и внутреннее — внешнее). Так возникает философское направление, которое за счет потери широты и полноты углубляет понимание, что и представляет предмет философии. Остальные составляющие элементы рассматриваются через призму избранного типа мышления, что определяет отбор эмпирического и эстетического материала, принципы работы с ним и интерпретации результатов.

Следующая оппозиция представлена воздухом и землей .

Воздух по Анаксимену является бесструктурной самодвижущейся субстанцией, тогда как земля — бытие Парменида представляет собой неподвижную сущность, самоструктурированную, жесткую, всегда уже сформированную и никогда не формирующуюся.

Оппозиция предел — беспредельное .

Под пределом имеется в виду пифагорейское понятие о числе . Такая инстанция как беспредельное по Анаксимандру не несет структурных характеристик. Одно начало в этой паре работает в качестве источника движения, а второе — несет все структурные особенности, в то же время оно подвижно. Пределы (границы) несут структуру (конфигурацию). С другой стороны, это числовой принцип, в соответствии с которым число является источником структуры. “Ты все расположил мерою, числом и весом” (Премудрости Соломона, 11,21).Ориген считал: “Должно думать, что Бог сотворил такое число разумных, или духовных, тварей, сколько, по его предвидению, могло быть достаточно. Несомненно, что Бог сотворил их, наперед определивши у Себя некоторое число их...Число правильно прилагается к разумным существам или умам — в том смысле, что их столько, сколько может распределить, управлять и содержать Божественный Промысл. Сообразно с этим нужно приложить меру и к материи, которая, — нужно веровать, — сотворена Богом в таком количестве, какое могло быть достаточно для украшения Мира”. Филолай понимал числа (границы) как подвижные, что характеризовало их динамичность.

Источник движения вовне границ и внутри, что и есть беспредельное . По Филолаю космос — вдыхание. Особенность понимания данной оппозиции состоит в том, что признак движимости помещен в число , а не в беспредельное , в связи с тем, что беспредельное трансцендируется ( типа ДАО — движет, а само не движется). По Филолаю граница подвижна, что соответствует трактовке, близкой к пифагорейской школе. Пифагорейцы все признаки пытались поместить в число , тогда оно вспыхивает, а беспредельное лишается признаков. По Филолаю число вдыхает беспредельное в себя. Анаксимандр сдвинул беспредельное в сторону воздуха .

Оппозиция тьма — свет .

Свет движет и движется и обладает структурирующей способностью. Однако у него нет восприятия структуры. Он для этого слишком энергетичный и подвижный. Нужна тьма , чтобы сформировать структуру. На тьме остается чистая способность восприятия структуры, т.е. на ней все записано. Тьма представляет собой трудно доступный носитель информации.

Оппозиция материя — форма .

По Аристотелю форма организует (формирует), а материя принимает. По структурным свойствам форма является одновременно источником движения, а материя движется.

Оппозиция пространство — время .

В любой культуре в системе основных категорий эта оппозиция значимо представлена. В античности в пифагорейской школе через геометрию было введено пространство (Филолай), а время — через проблему судьбы, причинности, меры движения. Время понималось не структурно (Плотин).

Время здесь связано не столько с идеей меры и интервала, сколько с сущностно временным, не сводмым к пространству понятием прошлого, настоящего и будущего, теперь, случайного. Время при этом рассматривается как неметрическая сущность.

Из данной оппозиции возникло деление наук на рассматривающие пространственные свойства (география, геология) и временные (история), которое характеризует два способа описаний мира.

Время движется спонтанно (поток времени), а пространство является источником движения, движет распределение (потенциальное поле), естественное место тел по Аристотелю. Есть потенциал и он задает градиент. Таким образом, неоднородность пространства задает движение.

Оппозиция атомы — ум .

Атомы это мельчайшие частицы, находящиеся в вечном движении. Они могут перемещаться, отсюда их сходство с границами, числами . Им противостоит необходимость, судьба, ум как жесткая структура. В отличие от беспредельного ум также движет, но основываясь на своем собственном устройстве. Этим реализуются механизмы типа закона кармы, судьбы, т.е. все записывается, как в книге судеб, небесной скрижали (запись и стирание). При этом импульсы на движение получаются из записи (типа книги судеб), как в работе демона Максвелла, как в колесе судьбы — предыстория записана и считается следующий шаг.

Оппозиция логос — эрос .

Логос имеет свойство структурировать и формировать, а эрос (душа) — воспринимать структуру и форму. Душа подвижна, движет другое и имеет способность к восприятию, в ней записывается информация, но сама формировать она не может. За формирование отвечает логос — идея (эйдос). Это связка между жизненными процессами в душе и трансцендентной идеи как первообраза. Логос при этом потенциализирован, т.е. не может иметь структуры, но он дает импульс на реализацию проекта. В противном случае возникают противоречия, парадоксы платонизма, когда идеи понимаются как актуальные сущности.

Рассмотренные оппозиции характеризуют фазы космогонического мифа. Если первоначала занумеровать змейкой от 0 до 15, чтобы пройти от пустого до полностью сформированного гладко, получим последовательность, представленную в таблице «Система первоначал».

0.  ВОДА. Возможность, порождающая движение

1.  БЕСПРЕДЕЛЬНОЕ. Возможность, порождающая субстанцию

2.  ТЬМА. Субстанция, принимающая возможность

3.  ЭЙДОС (ИДЕЯ). Возможность, порождающая структуру

4.  ПРОСТРАНСТВО. Возможность в себе

5.  АТОМЫ. Субстанция, принимающая движение

6.  ВОЗДУХ. Субстанция в себе

7.  МАТЕРИЯ. Субстанция, принимающая структуру

8.  ФОРМА. Структура, определяющая субстанцию

9.  ЗЕМЛЯ. Структура в себе

10.  НУС (УМ). Структура, определяющая возможность

11.  ВРЕМЯ. Движение в себе

12.  ЭРОС (ДУША). Движение, приводящее к субстанции

13.  СВЕТ. Структура, определяющая движение

14.  ЧИСЛО. Движение, приводящее к структуре

15.  ОГОНЬ. Движение, приводящее к возможности

Для плавного наращивания признаков требуется их монотонное возрастание (по f и s ), имея в виду, что начинать надо с беспредельного как 1. Такое расположение признаков определяет одновременно нумерологическое соответствие между числом и его содержанием. Для 1, 2, 3, 4 существует традиционная система толкований числовых архетипов. Единица характеризует неопределенность свойств, потенциальность и одновременно сильную активность, творческое начало. Двойка — противоположность, таинственность, скрытая информация и т.д.

Как отмечал В.Гейзенберг: “Мы должны понимать, что то, что мы наблюдаем, это не сама природа, а природа, которая выступает в том виде, в каком она выявляется благодаря нашему способу постановки вопросов” . В связи с этим сменяющие друг друга научные парадигмы, так же, как и существовавшие и существующие, сосуществующие и враждующие философские школы представляют различные проекции общей картины мира. Как правило, в определенной философской школе, как и научной парадигме отражается один доминирующий архетип.

В аналитической психологии К.Юнга архетипами называются изначальные, врожденные психические структуры, первичные схемы образов фантазии, содержащиеся в так называемом коллективном бессознательном и априорно формирующие активность воображения. Архетипы лежат в основе общечеловеческой символики и выявляются в мифах, верованиях, сновидениях, произведениях литературы и искусства. Архетипы представляют собой не сами образы, а их схемы, их психологические предпосылки, их возможность.

К.Юнг считал, что архетипы имеют не содержательную, но исключительно формальную характеристику, да и ту лишь в весьма ограниченном виде. Содержательную характеристику первообраз получает, когда он проникает в сознание и при этом наполняется материалом сознательного опыта. Его форму К.Юнг сравнивал с системой осей кристалла, которая в известной степени преформирует образование кристалла в маточном растворе, сама не обладая вещественным бытием.

Процесс мифотворчества поэтому есть трансформация архетипов в образы, невольные высказывания о бессознательных душевных событиях на языке объектов внешнего мира. При всей своей формальности, крайней обобщенности, архетипы имеют свойство сопровождаться необычайно оживленными эмоциональными тонами, впечатлять, внушать, увлекать по мере того, как они становятся более отчетливыми, поскольку восходят к универсально постоянным началам в человеческой природе.

К.Юнг предполагал, что архетипы присущи человеческой общности или всему человечеству в целом, т.е., по-видимому, наследуются. В качестве “вместилища”, духовного пространства для архетипов он постулировал особенно глубокий уровень бессознательного, выходящий за пределы личности — коллективное бессознательное. Концепция архетипов ориентирует на отыскание набора инвариантных архетипических структур, характеризующих в совокупности целостные свойства мира. В позднейшей литературе термин “архетип” применяется для обозначения наиболее общих, фундаментальных и общечеловеческих изначальных схем представлений, лежащих в основе любых структур как в гуманитарных, так и в естественнонаучных областях. В отечественной философии независимо от К.Юнга к понятию архетипа пришел П.А.Флоренский.

Классификация философских учений Древней Греции.

Для классификации онтологических учений древнегреческой философии используются дополнительные понятия структуры и функции. Предположим, что первоначало архе может иметь (или не иметь) способности деятельности или восприятия, причем как деятельность, так и восприятие должны рассматриваться как в структурном, так и в функциональном аспектах. Это дает четыре независимых признака, наличие или отсутствие которых характеризует каждое первоначало. Это дает 2 4 = 16 первоначал. Итак, в данном случае в качестве признаков используются:

функциональная деятельность, т.е. способность к деятельности ( f );

функциональное восприятие, т.е. способность приходить в движение ( f *);

структурная деятельность, т.е. способность формировать ( s );

структурное восприятие, т.е. способность воспринимать форму ( s *).

Вернемся к таблице первоначал.

Угловые клетки таблицы можно сопоставить с четырьмя традиционными стихиями.

В самом деле, огонь Гераклита противоположен воде Фалеса как конец и начало развития. Вода — начало космогонического процесса — и лишена как функциональных, так и структурных характеристик. Это всеобщее генетическое начало космоса и только. Огонь Гераклита, напротив, это гиперактуализированное состояние космоса, состояние эсхатологического завершения космогонического процесса в мировом пожаре. Огонь обладает поэтому всеми свойствами сразу, т.е. способен к самоформированию и самодвижению.

Что касается воздуха Анаксимена, то это бесструктурное , но зато функционально самодостаточное начало. Самодвижение воздуха понимается как дыхание (т.е. сжатие и расширение). Земля, напротив, неподвижна и ничего не движет, но зато несет в себе структурные принципы. Мы связываем так понятую землю с бытием Парменида (дополнительные основания для этого будут приведены ниже). Все остальные типы первоначал можно рассматривать также парами. Члены пары дополняют друг друга до полного набора свойств.

Подобного типа концепция имеет достаточно длительную историю. В переводе с древнегреческого архетип - это первообраз. Филон Александрийский оперировал понятием праобраза.

Классик суфизма Ибн Араби так формулировал свои взгляды на эту проблему: “Знай, что универсалии, даже не имея воплощенного бытия, существуют в уме как интеллегибельные и ведаемые. Будучи скрыты, они неотделимы от воплощенно-сущностного бытия, определяя и влияя на все, что обладает таким бытием. Более того, оно именно их, и ничье иное воплощение (я имею в виду воплощение сущности сущего, имеющего воплощенное бытие), и при этом они не перестают быть интеллегибельны сами по себе. Они явнее в воплощенных сущностях сущего, и они же скрытые в силу своей интеллегибельности. Всякое воплощенное сущее опирается на эти универсалии, они не могут ни быть отъяты от разума, ни иметь такое воплощенное бытие, когда бы они перестали быть интеллегибельны. Притом, каким бы ни было сие воплощенное бытие — временным или вневременным, соотнесенность и временного и вневременного с этой интеллегибельной универсалией одна и таже (хотя универсалия сама определяется воплощенным сущим так, как того требуют истинные сущности сего воплощенного сущего), подобно, скажем, соотнесенности знания со знающим и жизни с живым...[ ].

В связи с этим для формирования реальной картины мира на определенном уровне ее детализации требуется рассмотрение структурно полного набора философских школ и научных парадигм. Именно таким образом рассматривал проблему формирования целостной картины мира Гегель: “Каждая система философии необходимо существовала и продолжает еще теперь существовать: ни одна из них, следовательно не исчезла, а все они сохранились в философии как моменты одного целого... Ни одна система философии не опровергнута. Опровергнут не принцип данной философии, а опровергнуто лишь предположение, что данный принцип есть окончательное абсолютное определение...Каждый принцип господствовал в продолжение определенного времени; построение в этой форме мировоззрения называется философской системой... От случайности мы должны отказаться при вступлении в область философии... Мы неизбежно приходим к воззрению на историю философии, согласно которому, хотя она и является историей, мы, тем не менее в ней не имеем дела с тем, что пришло и исчезло. Содержание этой истории представляет собой научные продукты разума, а последние не суть нечто преходящее...Философия не есть сомнабулизм, а скорее наиболее бодрствующее сознание; и подвиг тех героев состоит лишь в том, что они из глубин духа извлекают то, что само по себе разумно, и переносят его в сознание, в знание, в которых оно сначала содержалось как субстанция, как внутренняя сущность” [ ].

Рассмотрим классификатор философских систем и основных философов, соответствующих 16-- ричной системе архетипов.

Таблица

16-- ричный классификатор философских систем

номер
характеристика

философские

школы (категории древнекитайской. философии)

0 Целокупность природы, начало, потенциальность, вода как первосубстанция

Фалес

Дешан

1 Причина себя, самодействие.

Анаксимандр Спиноза

Майстер Экхарт Нагарджуна

Лао Цзы (даосы) Шопенгауэр

2

Существовать — быть воспринимаемым

Ксенофан

Вэнь (небесный узор)

Мальбранш

Беркли

Буддизм (ягачара,

хинаяна, махаяна) Имманенты

3

Вещи — по образу идеи, идеи — праобразы вещей в соответствии со своим понятием

Платон

Гегель

Неокантианцы (пифагорейцы,платоники)

Схоласты

Миманса (ритуал)

4

Психофизический параллелизм, рефлексивный уход от внешних слоев к внутренним, геометризация в физике

Филолай

Декарт

Гуссерль

Йога

Синь (сердце)

5

Редукционизм, микрокосм, теория познания через органы чувств

Левкипп, Демокрит

Гассенди

Леонардо даВинчи

Фохт

Материалисты, Гербарт

Мах

Джайнизм

6

Качественная субстанция, тепло — холод,

сжатие — разрежение

Анаксимен, Диоген

Ф.Бэкон

Телезио

Французские материалисты

(Дидро, Гельвеций, Вольтер)

Черваки-лакаятики

Ци

Неореализм

7 Номинализм, эмпиризм, системность Стоики

Оккам

Гоббс

Локк

Ньяя

Мо Цзы

Позитивизм

Постпозитивизм

Спенсер

Тектология (Богданов)

П.Сорокин

8

Априоризм (нечто,упорядочивающее

нечто), структуризация по модели

языка

Аристотель

Фома Аквинский

Кант

Кассирер

Структуралисты

Санкхья

Конфуций

Ли (принцип закон — форма)

9 Тождество бытия и мышления, отрицание множественности движения как иллюзии

Парменид

Шеллинг

Бредли

Шанкара

Син — природа вещи (человека)

10

Неисчерпаемость единичного субъекта,

тождество неразличимых, бесконечно малые,

все во всем, идеи как возможность,

комбинаторика

Анаксагор

Лейбниц

Дунс Скот Н.Кузанский Вайшешика

Мин (судьба)

11 Причинные цели, критика причинности, после — не значит вследствие, разрывы причинной цепи, дискретизация пространства, времени, движения

Эпикур

Юм

Ранний буддизм

Мутазилиты

Августин

Хайдеггер

Экзистенциалисты

Кьеркегор

Гете

Козырев

12 Гармония

Эмпедокл

Немецкие романтики

Шлегель

Двайта-веданта (Рамануджа,

бхагти- путь)

Фрейд

13

Эманационизм

Плотин

Прокл

неоплатоники

Фихте

схоласты

Возрождение

Веданта

14

Граница, число

Пифагор

Ньютон

Р.Бэкон

неокантианцы

15 Переопределенность

Гераклит

Беме

Ницше

На рис. представлена другая структурная схема взаимосвязей 16 архетипов, в которой сумма кодовых чисел для оппозиций составляет 15, а сами оппозиции располагаются на противоположных сторонах двух окружностей. Здесь вертикаль характеризует физические воззрения (воздух, атомы, ум, земля), горизонталь формируется оппозициями огонь-- вода, эрос-- логос, между ними располагаются оппозиции свет-- тьма, материя-- форма и беспредельное-- число, пространство-- время.

6

воздух

SS

13 1

свет беспредельное

1P 5 0S

атомы

7 SP 4

материя пространство

S1 00

15 12 3 0

огонь эрос логос вода

P0 PS 01 0P

11 8

время форма

PP 10 1S

ум

14 10 2

число тьма

P1 9 S0

земля

11

Рис. Структурная схема взаимодействий между архетипами.

Здесь

Р — движение, процесс,

S — материя, субстанция,

1 — бытие, сущность,

0 -- небытие.